Академия Движения (Кривой Рог) - театр музыкально-пластических искусств

На главную  /  Статьи  /  «Был бы мед…»

«Металлург» №38 сентябрь 1997 год.

«Был бы мед…»

Приятно, что молодой коллектив, возглавляемый Антониной и Александром Бельскими, сумел за столь короткий срок добиться признания у местной публики. Подтверждением тому – забит до отказа зрительный зал.

В тот день театр вынес на суд публики уже полюбившийся нашему зрителю спектакль «Капля меда» на стихи О. Туманяна. «Капля меда» - очень динамичный и в тоже время реалистичный спектакль. В наше время, когда общество отошло от привычных стереотипов, авторы постановки не случайно обратились к классику армянской литературы, сумевшему в духе притчи мудро напомнить людям о том, что повод для столкновения может быть пустячным (даже, порой, нелепым). А перерастает все это в огромную кровавую драму.

На мой взгляд, спектакль выигрывает, прежде всего, рядом удачных режиссерских решений. Начало проникнуто нежностью. Перед зрителем предстает как бы сама оголенная человеческая душа, которая тянется к прекрасному, ищет и ждет понимания у других, которого так и не находит. И что только потом с этой душой не делают. Принять ее и понять никто и не пытается. Ее давят, режут, вяжут, стараясь добить всеми известными и доступными способами. Актеры с венецианскими масками на затылке как бы кричат в зал: «Оглянитесь назад, посмотрите на уже пройденный путь, одумайтесь пока не поздно!» Эта тема в постановке доминирует.

С другой стороны, та же маска, одетая на лицо актера, показывает нам людей обезличенными, собранными в толпу, непогрешимую в своей доброте. На ум невольно приходит мысль: «Ведь на месте такого не имеющего лица скота бывает и каждый из нас, когда мы пытаемся уничтожить, растоптать непонятное или непонятного». Но душу насилуют не только физически, над ней издеваются еще и духовно. Не случайно воины на сцене уничтожают друг друга не столько копьями и стрелами, сколько огромными развевающимися знаменами. Это глубоко символично. Флаг – это не просто государственный атрибут, а прежде всего, символ. Изменение строя, идеологии государства часто приводит и к изменению ее стяга.

И вот апофеоз. Люди бьются за чужие цели и интересы, а что от них остается? Только зыбкая, задуваемая ветром свеча памяти. Были мраком, им и станете (когда свеча погаснет). Человек приходит в мир для того, чтобы его познать, а жизнь тратит на что угодно, только не на это познание. Люди, остановитесь, подумайте… На спектакле присутствовало много детей. По-моему, лучше всего о том, что он удался, говорит их сосредоточенное внимание во время просмотра. Дай им Бог быть лучше нас.

В. Фурзенко