Академия Движения (Кривой Рог) - театр музыкально-пластических искусств

На главную  /  Статьи  /  Горизонты «Сичесланы»

«Бизнес-время» от 9 мая 2002 года.

Горизонты «Сичесланы»

В нынешнем году театральное Приднепровье отмечает юбилей региональной театральной премии: «Сичеславна» стартовала в десятый раз. 20 мая будут названы победители, тогда и подведем итоги театрального года. Но уже сейчас «Сичеславне» есть о чем рассказать поклонникам театра: фестивальный просмотр начался, жюри конкурса посмотрело спектакли театров Кривого Рога, Днепродзержинска и двух днепропетровских коллективов – Театра оперы и балета и Театра-студии «Верим!».

Воспоминание о будущем

«И повинуясь притяжению земли…»

Из выступления перед спектаклем художественного руководителя театра «Академия Движения», автора, сценографа и режиссера постановки Александра Бельского мы узнали, что творческий проект «Голос Земли» был приурочен к юбилею Кривого Рога. Но в воздухе не запахло осточертевшим в советские времена нафталином «датского» мероприятия. Во-первых, благодаря репутации постановщика-художника серьезного, вдумчивого, неспособного на творческие компромиссы. А во-вторых, програмка анонсировала спектакль «По легендам и мифам Кривбасса». И было ясно, что на сей раз мудрец и философ Бельский поставит перед собой и зрителем вопрос «откуда мы родом?» и будет размышлять языком пластики о корнях жизни человека и его творчества. Это вечная тема, и никакие юбилеи ее не скомпрометируют.

В замысле крылась одна опасность, которую постановщик, давно и плодотворно работающий в жанре философской пластической драмы, прекрасно осознал. Философские размышления и сами по себе сложны, а переложенные на густо метафорический язык пантомимы, стократ усложняются. И эту гиперсложность нужно уравновесить простотой, ясностью структуры спектакля. Из всех постановок Александра Бельского, которые мне довелось видеть за десять лет нашего знакомства, «Голос Земли» наиболее приблизился к этому идеалу.

Воспоминание о будущем

Обрамленное прологом («Прошлое. Зов тысячелетий») и эпилогом («Будущее. Возрождение Земли»), основное действие разделено на два параллельных пласта, эпизоды которых, чередуясь, создают причудливую вязь взаимопроникновения смыслов и образов. Первый пласт, мифологический, основан на легендах Кривбасса скифского времени. Они повествуют о суровых буднях наших предков-воинов, о мужской дружбе и женской верности, о том, что как сказано в програмке, «мир противоречив, однако и в древности, во времена дикого варварства, в нем было место состраданию и побратимству, жертвенности во имя любимого и ближнего, которого нельзя спасти, но с которым можно разделить участь». Второй пласт- «Настоящее»- рассказ о художнике и его окружении, вечный сюжет, драматическую коллизию которого принято определять пушкинским «поэт и чернь».

Как всегда Александр Бельский сумел ярко, красочно воплотить замысел, продемонстрировать богатство своей пластической фантазии, прекрасную подготовку актеров театра и прежде всего – его неизменного премьера, Бельского – младшего. Но он сделал много больше. Столкнув два столь разных материала в одном повествовании, постановщик, как мне показалось, придал интересный поворот известным темам.

Обращенный к первоосновам бытия, спектакль «Голос Земли» высветил единый корень таких человеческих проявлений, которые в повседневной жизни кажутся нам несоединимыми полюсами. Один из них мы наделяем непререкаемостью добродетели, а другой – столь же непреложно числим среди грехов. Разве не из одного корня произрастает агрессивность и героическая отвага, стремление защитить свое от посягательств чужака и глухота к другому «я»? В этих моих рассуждениях, навеянных спектаклем Александра Бельского, кому-то может почудиться махровый аморализм. На самом же деле этот ход мысли ведет к другому выводу. Именно – к тому, что грань между добром и злом совсем не глухая стена, и одно с пугающей легкостью может превратиться в другое. Так что человек, желая оставаться таковым, вынужден вечно пребывать на страже своих нравственных устоев. Сам автор постановки свой призыв к зрителю, который он стремился воплотить в спектакле, формулирует несколько иначе: «Если современное общество лишит себя таких нравственных стимулов, как сострадание и любовь, оно деградирует». Но разве не об одном и том же мы с Бельским ведем речь?

Людмила Томенчук