Академия Движения (Кривой Рог) - театр музыкально-пластических искусств

На главную  /  Статьи  /  «Спектакль на двух языках»

«Наш век» №9(350) от 5 марта 2003 года.

«Спектакль на двух языках»

Последняя лента Крэппа

Разными путями добиваются общего эффекта режиссеры. Александр Бельский, руководитель театра «Академия Движения», нашел собственный «беспроигрышный», на мой взгляд, способ достижения актерско-зрительской сопричастности. Свой творческий метод режиссер строит на философии движения. Этот наипервейший, дословесный, знаковый способ коммуникации основан на постулате смысловой и главное, эмоциональной наполненности движения. Обращение в сценах не столько к рациональному, сколько к чувственному и образотворному человеческому началу, позволяет понять авторский замысел любому человеку, вне зависимости от его национальной принадлежности и культурного багажа. Подтверждение сказанному – восторг и овации зрителей, награды на самых престижных театральных конкурсах, в том числе – на зарубежных.

Очередной веховой в развитии театра «Академия Движения» со всем основанием можно назвать спектакль «Последняя лента Крэппа», по одноименной пьесе Сэмюэла Беккета, премьера которого состоялась недавно на сцене театра. «Последняя лента Крэппа» - спектакль не совсем обычный для «Академии Движения». Беккетовская пьеса – это сценический монолог, - вещь драматическая, изначально не предполагающая динамического сопровождения. На сцене – герой – Крэпп, скупые декорации – кресло, магнитофон, пишущая машинка. И все. Остальное – глубинный смысл, незримые образы, которые оживают при прослушивании героев магнитофонных записей тридцатилетней давности – все это отдано (Беккетом) на отпуск зрительской (читательской) фантазии и разуму…

Внезапно в зале гаснет весь свет. Несколько мгновений – и на сцене очерчивается фигура Человека-в-Белом. Потом – снова мрак. Прожектор выхватывает из него Человека-в-Черном. Здесь заканчивается «экспериментальный театр» Беккета в чистом виде, и начинается театр Бельского

Последняя лента Крэппа

Возникшие на сцене персонажи – не новые герои, - это сам Крэпп, точнее, то, как, увидел его образ режиссер. Между Черным и Белым начинается коллизия, в которую вплетается и старик-Креэпп, как бы перемещаясь из мира вещественного в мир внутренний. За ним следует и зритель. Теперь сцена – уже не театральные подмостки, где идет игра, это тысячелетнее поле битвы, где соперничают свет и тьма, прошлое, настоящее и будущее, где поверженные иллюзии находят последний приют в глубине человеческой памяти…

По ходу пьесы возникает новый ряд образов-фантомов: женщины, умирающая мать героя, лодка, мяч. Что-то появляется в зримом облике, что-то остается «за кадром». Пластика и динамика движений актеров создают уникальную амплитуду эмоциональных пиков и падений. Текст, образы, музыка, сочетаясь в синкретическом единстве, держат зрителя в постоянном напряжении, давая ему возможность сфокусировать зрение на главном.

На роль Крэппа режиссером был специально приглашен заслуженный артист Украины Василий Короленко.

Для каждого актера есть роли-вехи, ступени актерского мастерства. Одна из них – роль Крэппа, которая, бесспорно, удалась Василию Короленко. Как удалось пройти испытание на творческую зрелость и всему театру «Академия Движения». Пьеса Сэмюэла Беккета зазвучала на двух языках – языке слов и языке пластики. От благодарного зрителя – искренний поклон Мастерству.

Макс Сибирцев