Академия Движения (Кривой Рог) - театр музыкально-пластических искусств

На главную  /  Статьи  /  Взобравшись на вершину, они парят над Землей

Взобравшись на вершину, они парят над Землей

Вечные темы о главном в пространстве дипломного спектакля молодого режиссера Сергея Бельского.

Криворожский театр музыкально-пластических искусств “Академия движения” , которым руководят известные, именитые и заслуженные профессиональные художники Кривбасса Антонина и Александр Бельские, вот уже в тринадцатый раз открыл свой театральный сезон. Как и всякий уважающий себя театр, Бельские прежде всего свои художественные работы адресуют юной аудитории. На этот раз, в пространстве золотой осени театр поставил очень близкую этому возрасту пьесу современного французского драматурга Матея Вишнека “Пригода ведмедиків панда, яку розповів один саксофоніст, котрий мав подружку у Франкфурті” (в переводе Неды Нежданой).

Приключения медвежат панда

Спектакль молодого художника театра “Академия движения” актера и режиссера – выпускника режиссерского факультета Киевского Национального университета культуры и искусств Сергея Бельского остается в памяти как мелодия или оттенки живописного полотна. Его можно попытаться разобрать на составляющие, но почему-то отчаянно не хочется этого делать: его нужно воспринимать непременно целиком, вслушиваясь в звуки, всматриваясь в детали.

Стиль спектакля – это минимализм, распространенный в новом европейском театре: спектакль идет без антракта; в нем всего четыре актера, хотя в самой пьесе их два ( Он и Она), камерное пространство, лаконичная сценография, созданная самим режиссером, да еще четверо актеров, которые представляют как лики-маски, лики-призраки, лики-фантомы, вышедшие из того, потустороннего мира уродливо изощренной цивилизации. Мне этот стиль почему-то напомнил студенческие спектакли – в аудитории, рожденные из учебных отрывков.

Но на самом деле, это ложное сравнение, потому что “Пригода ведмедиків панда”спектакль созданный профессионально и грамотно, так как рождением его он обязан семейной династии основателей этого высокохудожественного театра. Здесь, скорее не минимализм, а максимализм – все по высокому разряду. Можно даже сказать, что это не только спектакль, но и еще мастер-класс – демонстрация возможностей театра руководимым заслуженным деятелем искусств Украины Александром Бельским и сыгранным молодыми актерами - студентами второго курса актерского отделения Днепропетровского областного театрально-художественного колледжа, - единственного у нас на Украине учебного заведения, к руководству которого пришла, наконец - таки, гениальная идея открытия спецкурса при “Академии движения”, целью которого служит универсальные педагогические принципы процесса формирования, развития, и раскрытия природных способностей “актера сценической композиции” (по точному определению выдающегося философа театра польского режиссера Ежи Гротовского), с первых своих шагов воспитывающих молодых атмосфере профессионального искусства.

Приключения медвежат панда

Спектакль этот, выявляет структуру неожиданного ракурса музыкально-пластического решения, показывая, как прозаический текст обретает дыхание и теплоту человеческой речи, как персонажи динамично отражают смысл пьесы и ведут зрителя по мыслительному лабиринту основной темы – темы Поэта и толпы.

Пьесу изрядно подсократили и наполнили удивительно пластичными танцевальными номерами (хореограф О. Бельская). Современная музыка, не только точно выражает смысловую энергетику каждого сценического события, но и погружает зрителя в атмосферу спектакля. Сложные гармонии, так сказать музыкальные “иероглифы”, (как всегда в этом театре, который в течении долгих лет вырабатывает и развивает музыкальные способности своих талантливых ребят), вплетаются в ткань спектакля, настраивая камертон внутреннего состояния актеров на абсурдный символизм содержательности драматической коллизии пьесы и спектакля.

“Девять ночей” встреч и разлук молодых героев – это как бы этюды о любви, обращенные к миру современному. Они сильны в своих чувствах, верят в себя, и главное, они могут что-то в жизни сделать. Мне кажется, что сейчас это нужно и необходимо как образец для подражания. Эффект производят нежнейшие воздушные поцелуи героев в финале спектакля сквозь белоснежно шелковую вязь ткани костюмов.

Сергей Бельский расчленил пьесу на ряд фрагментов – этюдов и разбавил их жизненными реальными историями и пластическими композициями, связанными с образной метафорой “телефонных разговоров”, в которых появляются персонажи-монстры, олицетворяющие эстетику декаданса Серебряного века европейской культуры. В руках каждого из них, яблоки раздора, грехопадения. Здесь режиссер нас погружает в атмосферу поэтической притчи, как иносказательной истории о пути непрерывного преодоления героя в сетях уродливого, изощренного мира. Но, так или иначе эти фрагменты, связанные с режиссерским решением перекликаются c драматической коллизией самой пьесы. Именно в них – утвердительное начало пьесы и спектакля.

Приключения медвежат панда

Мир в спектакле – странное ирреальное игровое пространство, герои которого – молодые ребята. Они общаются с залом, вовлекая зрителей в смысловое пространство, легко выстраивая “четвертую стену” и разрушая ее.

Они – и остальные персонажи, не дают забыть, что все происходящее – трагикомическая игра, что способ их существования, - встреча двух израненных жизненными обстоятельствами романтических героев. Это рассказ о любви, которая заканчивается трагически, гибелью двух “медвежат”, давно уже, как род человеческий, занесенных в Красную книгу, как редчайший вид. Потому и показана в спектакле их верность, преданность и чувство друг к другу, как явлению редкостному в познании неба любви.

У автора пьесы молодые герои погибают. А в реальной жизни? Актеры театра “Академия движения”, обозначив в спектакле столько проблем современного мира, сложностей, препятствий и неудач, в финале собираются все вместе на сцене в своих белоснежных рубашках с неимоверно длинными рукавами, которые становятся их крыльями, а они сами – шумной белой стаей, летящей ввысь.

Актеры в этом спектакле – и судьи, и комментаторы, выражающие свой взгляд с помощью пластических ассоциативных композиций. Они – самозабвенны, искренни, сплавлены в единый ансамбль, принося в спектакль удивительный оттенок неподдельности – совершенно особенной, присущей, может быть, их актерской обаятельности: А. Олтянов, Е. Павлов, В. Власова, Е. Бондаренко, Р. Мамонтов, О. Бельская, С. Бельский, М. Нобелева. В сценических судьбах этих молодых актеров было одно принципиальное совпадение, выведшее их на единую профессиональную планку и открывшее в них едва ли не определяющее качество их актерской природы. Это совпадение – их трепетное, в этическом и человеческом плане, отношение к работе с режиссером-дипломником Сергеем Бельским. Режиссером, который сделал явной их способность удерживаться на грани, разделяющей, с одной стороны, образ (персонаж) и зрителей. Это двойное отстранение, этот особый притчевый способ существования на сцене, делают ребят особенными среди большой семейной братии театра музыкально-пластических искусств “Академия движения” из Кривого Рога.

“… Мне ближе, пожалуй, психологический театр. Мне интересно и то, что происходит с душой артиста на сцене, и то что происходит в зрительном зале в этот момент. Мне нравится, когда может возникнуть насыщенная пауза, когда в зрительном зале играют чуть больше, чем на сцене, когда артист только транслирует какую-то идею, не навязывая, не выплескивая на тебя. Он тебя заманивает, а в тебе происходит гораздо большее. Это здорово, это чудо”, – сказал мне после спектакля студент пятого курса Киевского Национального университета культуры и искусств кафедры театральной режиссуры Сергей Бельский. И это не просто здорово, а замечательно, что он так трепетно и мудро впитал уроки своих прекрасных родителей, - моих искренних друзей по жизни и профессии Антонины и Александра Бельских.

 

Владимир Фёдоров, режиссер-педагог, г. Киев
специально для газеты “Культура і життя”
ноябрь 2006 г