Академия Движения (Кривой Рог) - театр музыкально-пластических искусств

На главную  /  Статьи  /  «Чувство собственной важности»

Газета «Наш век» №31 от 7 ноября 2001 г.

«Чувство собственной важности»

Часто ли ты, дорогой читатель, задумываешься о собственной значимости? Что именно сегодня, сейчас мир без тебя будет лишен гармонии, он станет неполным? И что близкие или вовсе не знакомые тебе люди без тебя будут лишены счастья общения с тобой? Я уже не говорю, чтобы о твоей значимости думал кто-то другой… Марк Бернес в свое время спел не только про шаланды, полные кефали, но и очень глубокую, спокойную песню о том, что здесь (в этом мире, вокруг нас) ничего бы не было, «когда бы не было меня». Люди искусства, по большому счету, и признаны (то есть это их призвание) постоянно говорить нам об этом, чтобы поддерживать в себе и в нас чувство собственной важности. Как поется в другой песне, на слова Евг. Евтушенко, «сережка ольховая, легкая, будто пуховая…Но сдунешь ее – все окажется в мире не так. И кажется, жизнь не такая уж ведь пустяковая, когда не похожа на что-то - на просто пустяк».

Бельский ведет репетицию Театр двух (А) ДК ЦГОК

Режиссер Александр Бельский – один из таких деятелей искусства. Его театр «Академия Движения» в минувшем сезоне отмечен семью лауреатскими дипломами. Театральная общественность, и в первую очередь его коллеги, восхищаясь игрой его коллектива (большая часть исполнителей в котором – воспитанники мастер-класса Бельского, дети), вместе с тем задается вопросом: «Почему эти дети неизменно добиваются успеха, обходя именитые театры?» ответить на него, а заодно и поделиться опытом, А. Бельский решил, создав Региональную творческую лабораторию по проблемам пластического театра. Тем самым подтверждая давно сказанное о нем: если Бельский какое-то время не «шумит» - это не Бельский. Хотя сам Александр Игнатьевич подчеркивает, что никакой Америки он здесь не открыл:

- Еще во времена Союза существовала такая лаборатория, где актеры и режиссеры проходили пластический и музыкально-пластический тренинг. Но он был, говоря простым языком, поверхностным. Помните фильм «Начальник Чукотки»? Там американцы продавали граммофонные трубы без граммофона. Так и нам в той лаборатории преподавали какие-то азы без учета «основного аппарата». Спустя десять лет, уже создав собственную школу и пройдя относительную систему воспитания «Огненного Цветка», я понял, что это такое. Подходить к этой методике, не зная основ более глубокого понимания психотехники, нельзя. Для этого надо проводить лабораторию.

- А зачем это нужно вашим коллегам? И кто из них приедет к вам?

- В первую очередь, те кто видит наши работы на фестивалях в нынешнем году в Кривом Роге, Днепропетровске и Херсоне, а также режиссеры и хореографы из других городов. Многие были поражены тем, как мои воспитанники перевели драматические произведения на язык пластики и движения.

- Но ведь это всего лишь точное воплощение режиссерского, то есть вашего, замысла.

- Вот это-то и заинтересовало. Да, в основе спектаклей «Академии Движения» лежит режиссерский замысел. Но не менее важна другая составляющая - исполнение. Здесь необходимо раскрыться каждому исполнителю, от ученика мастер-класса до актера основного состава. И, привнеся в роль что-то свое, точно отыграть то, что я задумал. Но было бы гораздо продуктивнее, если бы мои воспитанники знали основы теории режиссуры и теории разбора роли. Заняться этим вплотную не позволяет работа над текущим репертуаром. Но заняться надо! Для этого я привлек к лаборатории одного из самых опытных педагогов-режиссеров в нашей стране Владимира Ивановича Федорова из Киева. А с позиции понимания преподанных им основ попробую раскрыть свои взгляды, свое понимание этих основ. Федоров будет говорить с участниками Лаборатории о глубине актерского мастерства, о расширении диапазона, о более глубоком понимании роли.

- Итак, какова (кратко) цель вашего нового проекта?

- Во-первых, хочу поделиться опытом, экспериментально проверить правильность своей методики работы с исполнителями на более широком круге актеров и режиссеров. Это не отчет с целью выслушать критические замечания, а совместная работа всех участников, совместное осмысление происходящего в очень доброжелательной атмосфере единомышленников. Во-вторых, это даст возможность моим ученикам «подтянуть школу» за счет наглядного и практического участия в Лаборатории, ведь основы, как я говорил, им будет «втолковывать» сам В. Федоров.

- Где и когда все это будет происходить?

- Все занятия Лаборатории пройдут на базе «Академии Движения» с 16 по 18 ноября. За эти три дня мы покажем четыре наши работы – от разудалого «Шоу без тормозов» до философского «Шанса», проведем практические занятия.

- Смогут ли зрители попасть в эти дни в театр?

- Не знаю, насколько интересна наша творческая «кухня», но на все спектакли в эти дни – милости просим. Итак, почему все это и для чего?

Сегодня практически ни одна театральная школа в Украине не имеет специально подготовленных кадров, обладающих системными знаниями и методическими разработками по подготовке и воспитанию актера театра пластической драмы и пантомимы. Те небольшие знания, которые успели накопить на занятиях всесоюзной лаборатории по проблемам пластического театра СТД РСФСР, широкого практического воплощения не получили по двум причинам. Во-первых, лаборатория распалась с распадом СССР, все учебные центры остались в России; во-вторых, то небольшое число лаборантов-профессионалов, которое осталось в Украине, выехало за пределы страны.

С появлением в Кривом Роге в 1994 г. Театра музыкально-пластических искусств «Академия Движения», успевшего за годы своей творческой деятельности достичь высокого художественного уровня, создались условия для формирования аналогичной научно-практической лаборатории по проблемам пластического театра и специфическому обучению как актеров пантомимы, так и актеров драмы.

Основная деятельность Лаборатории будет включать в себя изучение этики и поэтики форм движения в театре, а также техники актера с точки зрения возможностей актерского телесного аппарата (по формуле К. С. Станиславского – «аппарата воплощения»).

В своей деятельности Лаборатория будет опираться на опыт работы лауреата премии НСТД Украины «Эксперимент», художественного руководителя театра музыкально-пластических искусств «Академия Движения» (бывшего члена лаборатории СТД РСФСР по проблемам пластического театра), режиссера Александра Бельского и одного из самых опытных педагогов-режиссеров в нашей стране, ученика А. В. Эфроса Владимира Федорова, а также на опыт ведущих театральных специалистов и хореографов нашей страны и зарубежья.

Лаборатория будет стремиться развивать особое направление в театральной критике, где бы в центре внимания ставились пластическая выразительность актера как в пластических, так и в драматических спектаклях. И, наконец, что и когда можно посмотреть на сцене «Академии». 16 ноября: «Звоните 03, или Шоу без тормозов» - в 14:00; «Голос Земли» - в 18:00; 17 ноября в 14:00 – «Шанс, или Этюды в лунном свете» и 18 ноября в 12:00 – «Лісова пісня».

Олег Павлов