Академия Движения (Кривой Рог) - театр музыкально-пластических искусств

На главную  /  Статьи  /  Эстетика шокирующего действия

«Киевские ведомости» от 25 октября 1995 года.

Эстетика шокирующего действия

Ощущения тех, кому впервые довелось увидеть на сцене Криворожский театр пластической драмы «Академия движения», можно определить как шок. Творческий отчет актеров-детей, организованный Украинским центром культурных исследований, совпал с просмотром для участия тетра во Всемирном фестивале в Дании осенью следующего года. В прошлом году труппа побывала во Франции. Завоевала Гран-при Международного фестиваля "Подводные фантазии" в Донецке и искушенные французы пригласили их, единственных.

Алые паруса

Пластика в сочетании с драмой – это движение и молчаливый поток эмоций. «Нельзя концентрировать внимание только на сюжете, - говорит Александр Бельский, - отбросив, скажем, мистику или высокие замыслы. Детям легко дается клоунада, буффонада. Там все изучено и доступно. Мы же избрали путь, по которому идти-то почти не за кем». Ему, пожалуй, нравится открывать потаенный смысл, двойное дно сюжетов, которые он использует как канву. Так открывается философия пластической феерии «Алые паруса» по Грину. Тонко прочувствована неоднозначность явлений природы в изображении моря, птицы, человека и космоса. Передается призрачность границ в многослойных явлениях природы. Потому, наверное, так удачны миниатюры из жизни подводного мира. Легко сочетаются забавные и драматические сцены в «Мухе-цокотухе» по мотивам Чуковского. Это для самых маленьких. Но и они чувствуют, как в особом поэтическом ключе моделируется атмосфера.

Бельский работает с каждым актером неистово. Он должен понять, что происходит у них внутри. Одних – только кнопку нажали – можно настроить. Других надо включать в творческий процесс, пыхтя с ними на равных.

- Что ж, воспитать хорошего актера – это еще полдела?

- С ним надо работать, чтобы он звучал.

И они звучат. Так, что мурашки пробегут по спине, а от предвкушаемого зрелища вдруг нетерпеливо забьется сердце. Есть у Александра Бельского секрет, который я, с его позволения, приоткрою: с труппой работает психолог, использующий биоэнергетику, А. Вакуленко. С помощью комплекса упражнений актеры умеют саморегулировать свое состояние, быстро восстанавливать жизненные силы, снимать напряжение до и после спектакля. Режиссер считает, что, работая в «огненном цветке» (так называется тренинг) на интуитивном уровне, дети понимают его без слов. В контакте с актерами и зал. Описывать это – дело зряшное. А почувствовать совсем несложно. «нельзя сказать, что я не уверен в исполнителях, - говорит Андрей, - но всегда предпочитаю видеть сцену по-своему. Это – как съемка разбалансированной камерой, что дает взгляд как бы изнутри происходящего».

Трудно сказать, чего тут больше – отработанной методики или уверенности интуита. «До всего, что ты видишь на сцене, - рассказывает Андрей, - Бельский додумывается сам. И вариантов просто нет, пока он не почувствовал, что попал в точку. Он талантливо изображает воображаемое. И рука его не подводит».

Странное это понятие – эстетика шокирующего действия. Но, по убеждению автора, даже шок должен быть элегантным. «Вы не боитесь, что вас опять не поймут?» - спросила я. «Возможность познавания бесконечна», - ответил он. И добавил: «Освободиться бы от суетных забот о хлебе насущном для моего театра. И заниматься бы только творчеством. Но, увы… нет в городском бюджете статьи для такого театра».

Ольга Бесталанная