Академия Движения (Кривой Рог) - театр музыкально-пластических искусств

На главную  /  Статьи  /  «Каменный крест»

«Домашняя газета» №2(536)от 10 января 2007 года

«Каменный крест»

В последние дни ушедшего года театр "Академия Движения" показал премьеру поставленного Александром Бельским спектакля "Каменный крест". В-основу его легли новеллы известно¬го украинского писателя XIX-века Василя Стефаника. Писатель этот уникален - в его произведениях трудно найти радостный сюжет, все они окрашены в трагические тона, хотя о самых жутких несчастьях он повествует так, будто бы это самые обыкновенные вещи. Это, конечно, и неудивительно: ведь страдания украинцев в Австро-Венгерской империи были не только непомерно велики, но и настолько постоянны, что стали просто образом жизни, привычным бытом. Попытки вырваться из этого ада в эмиграцию за океан были не менее драматичными. Долго-долго несли украинцы этот свой каменный крест...

Камінний Хрест

Что же подвигло талантливого режиссера А. Бельского к мысли воплотить рассказы В. Стефаника? Ведь задача эта из труднейших - передать содержание горестных Новелл при помощи искусства пантомимы, при помощи безмолвного движения актеров: похороны, Катруся, вор, человек, поджигающий имение пана, которому отдал всю жизнь, отъезд в эмиграцию... Изломанная вечной нуждой и недолей жизнь простых людей, беспросветная и безнадежная.

Может быть, мысль поставить Стефаника в своем театре появилась у режиссера в связи со 135-летием Василя Стефаника. А может быть, почудилось ему в горьких новеллах писателя что-то вечное в судьбе нашего народа? Ведь сколько себя помнят украинцы, никогда вроде и счастья не знали, до сих пор отчаянно сражаются со своей нуждой, злой судьбиной, непонятными самим себе бедами, и все так же уезжают искать лучшей жизни, покидая родину.

Камінний Хрест

Спектакль получился очень эмоциональным: сцена за сценой - мурашки по коже. Удивительна отдача юных артистов, особенно Сергея Бельского и Вики Власовой. Каждый их жест, каждое движение не говорит, а вопит об отчаянии, тоске, невыразимом в словах горе. Все это напоминает тяжелый сон, а может быть, какое-то извечное, записанное в наших генах воспоминание, грозящее нам и сегодня. А еще ошеломляет музыка, скомпонованная артистом Андреем Ивасихом. Плотная, густая, насыщенная всеми звуками земли, она стала в спектакле не фоном, а, пожалуй, одним из действующих лиц. Щебетание птиц и волчий вой, вскрик паровоза и стон боли, прорывающиеся сквозь них ясные звуки, словно несмелые слова надежды и милосердия... Самые трагические мотивы в сценах прощания с родиной...

Вы скажете: зачем смотреть такие тяжелые спектакли? Да надо, надо! Потому что нынешнее всеобщее «развлекалово» телевидения и прочих шоу медленно, но верно приучает нас к бездумности и душевному параличу. Мы забываем, что душа, наша должна трудиться, забываем, что жизнь, состоит не из одних "приколов", и что трагедии возвышают. Театр "Академия Движения" - молодежный, зритель его, естественно, тоже молод, и ему еще многое надо понять в этой жизни. В чем-то поможет ему и этот спектакль, как всегда у Бельского, глубокий и искренний. Надо учиться преодолевать трагедии, надо, наконец, обретать другую, счастливую судьбу. И при этом помнить свою историю: жизнь в чужом государстве не бывает счастливой. Жить надо дома; но – по-другому

Карина Боровик