Академия Движения (Кривой Рог) - театр музыкально-пластических искусств

ИМ САМ МАРСЕЛЬ МАРСО ЧЕГО-ГОВОРИЛ…

Театр музыкально-пластических искусств в Кривом Роге существует более тридцати пяти лет. Он прошел путь от экспериментальной театральной студии, первого в Украине народного театра пантомимы до муниципального театра «Академия движения». Коллективом руководит Александр Игнатьевич Бельский, он же глава разросшейся театральной семьи. Причем не только жену Антонину(директора), ведущего актера Сергея и его жену, балетмейстера и актрису Ольгу можно считать родственниками. Родственные души объединились в уникальный ансамбль единомышленников и определили его неповторимый статус.

Даже специалисты затрудняются дать определение творческой специфике этого театра с обширным и разнообразным репертуаром. К примеру, деятели пантомимы признали его «своим», наградив в 2011 году на ІІ Международном фестивале пантомимы «Белая маска» за спектакль «Прощай, оружие» по Хемингуэю. И хотя сам фестиваль был виртуальным (жюри оценивало видеозаписи), медаль Марселя Марсо «За выдающиеся достижения и преданность искусству пантомимы» и дипломы в разных номинациях они получили самые что ни на есть настоящие. В минувшем году на театральных фестивалях в Ялте (имени Чехова) и Леси Украинки в Луцке их творчество оценивали наряду с ведущими коллективами драматического жанра. Причем сравнения были в пользу криворожцев.

Кстати, великий Марсель Марсо, ушедший из жизни всего пять лет назад в возрасте 84 лет, в свое время захотел встретиться со студенческим коллективом, где занимался пантомимой Александр Бельский. Поскольку в зале Октябрьского дворца в Киеве на его спектакле не было свободных мест, он усадил гостей на сцене. Затем пригласил их на следующий спектакль в Донецк. На второй встрече Бельский выдержал экзамен перед мэтром, показав ему пластический этюд «Баллада о дереве». Марсо охотно провел с молодыми студийцами урок. Впечатление было столь сильным, что, когда французский мим в следующий раз посетил Украину, Бельский приехал в Киев уже с сыном Сережей. И тот, в свою очередь, был ошеломлен его искусством. Символично, что теперь на фестивале имени Марселя Марсо Сергей Бельский получил один из призов за лучшую мужскую роль. И исполнил в концерте лауреатов ту же заповедную «Балладу о дереве…»

И все же музыкально-пластическое искусство, которое избрал для своего театра Александр Бельский (однофамилец знаменитого петербургского хореографа Игоря Бельского), не ограничивается пантомимой и не похоже на обычную балетную хореодраму. Еще одно неслучайное совпадение! У Игоря Бельского спектакли тоже спорили с подражательностью устаревшего жанра. Но мастер из Петербурга ставил именно балеты, хотя и опирался на более широкий диапазон неакадемических движений. У Александра Бельского танца в привычных бытовых и классических формах почти нет. Но возможности пластического языка приближаются к выразительности самых высоких образцов танцевальных спектаклей..

Александр Бельский строит спектакли, в конечном итоге, на музыкальной, а не на сюжетной драматургии. Иными словами, пластический язык, который рождается из драматических коллизий музыки, - его желанный результат. В то же время постановщик стремится, чтобы актеры на сцене существовали на уровне ощутимого энергетического обмена и «транслировали» его в зал. Такое состояние, объясняет Александр Игнатьевич, Станиславский называл «лучеиспусканием». Таиров и Мейерхольд тоже требовали выражения эмоций на более тонком энергетическом уровне. В современной педагогике это необходимо учитывать, чтобы избежать заученного, «механического» воспроизведения пластики.

От всех, с кем общается руководитель криворожского муниципального театра «Академия движения», - будь то Марсель Марсо, Слава Полунин, Гедрюс Мацкявичус, Илья Рутберг, - Бельский творчески заимствует то, что может пригодиться в работе с его самобытным коллективом и студентами Днепропетровского театрально-художественного колледжа. Эти результаты оценены во многих международных проектах. Речь идет не только о традиционных театральных фестивалях. Представление «Караван мира», в котором участвовала «Академия движения», объединило ее артистов с европейским артистическим братством. Марсель Марсо оказался прозорливым, когда остановил свой взгляд на молодом талантливом миме Александре Бельском.