Академия Движения (Кривой Рог) - театр музыкально-пластических искусств

Театру музыкально-пластических искусств «Академия движения» - семнадцать лет! Театру Бельских – 37! Никакой ошибки здесь нет, формально театр «Академия движения» возник в 1994 году по решению исполкома Криворожского горсовета.

Творческое ядро коллектива составила профессиональная труппа Молодежного театра пластической драмы “Двух “А”, возглавляемая Александром и Антониной Бельскими.

А начало “Академии” лежит еще в 1974 году, когда Александр и Антонина создали в Кривом Роге свою независимую экспериментальную студию, в программу которой вошла разработка театра новых форм – философского направления и пластической метафоры.

За все эти годы его руководители получили много наград самых престижных фестивалей и конкурсов. Театр был участником 11-ти международных и 4-х всемирных фестивалей. Он презентовал свое искусство, в частности, на 12-ом Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве (1985) и международном фестивале “Караван Мира” в Ленинграде (1989). О неповторимом искусстве театра писали газеты не только Украины, но и Франции, Дании, Германии, Латвии. Кроме того, театр Бельских инициировал и провел в Кривом Роге несколько театральных фестивалей : международные – “Мим сессия” (1990, 1991) и всеукраинские “Леся Украинка и Театр на меже тысячелетий” (2001) и “Мим-сессия -2003”. На базе театра также дважды состоялась творческая Лаборатория по проблемам пластического театра.

За время участия в фестивале–конкурсе на высшую театральную награду Приднепровья “Сiчеславна” (с 1996 года) театр “Академия движения” стал обладателем двух Гран-при (1997 и 2004гг.) за зонг-драму “Капля меда” и пластическую драму “Безсоння”.

Опираясь на молодую энергию молодого поколения, имея собственную, уникальную концепцию современного театра, Бельские в искусстве, которое имеет тысячелетние корни, создают такие представления, которые, от детского мюзикла к глубокой философской драме, являются неповторимыми жемчужинами сцены, потому что строятся на извечных понятиях человеческой морали. Их носители – герои пластической феерии за гриновскими “Алыми парусами”, зонг-драмы по балладе Ованеса Туманяна “Капля меда”, пластических драм “Страсти по Гоголю”, “Лесина пісня”, “Голос Земли”, “Маленькие трагедии”, “Безсоння”, “Камінний хрест”, “Шинель”. Мим-балетов “Арлекинада” в стиле итальянской комедии масок на музыку А. Вивальди и “Щелкунчик” на музыку П. И. Чайковского, мюзиклов и даже самых сложных представлений в жанре театра абсурда в драматургии С. Беккета.

Сегодня мы уверенно можем говорить не только о театре, но и об уникальной театральной школе Бельских. Постоянная учеба – это, по-видимому, “фирменный” признак этого коллектива. В 1975 году труппа становится театром-студией. В 1987-ом на базе театра “Двух “А” создается Молодежный театр пластической драмы и “Школа движения”. Еще через пять лет Бельские создают “Центр пластических искусств” с собственной материально-технической базой и учебным центром по подготовке актеров пластической драмы. Проходит время, и в театре “Академия движения” Александр Бельский создает мастер-класс по подготовке актеров пластической драмы, Творческую мастерскую и Школу раннего эстетического воспитания. Признанием театральной школы “Академии” стало то, что в 1996 году ее воспитанники приняли участие в IV Всемирном фестивале детских театров AITA в столице Дании – Копенгагене, и тогда же театр стал членом этой организации под эгидой ЮНЕСКО. И уже в этом качестве обновленная труппа с успехом показала “Лесину песню” на VII фестивале AITA “Let’s fly!” в немецком Лингене.

Александр Бельский и сам много учится все эти годы. Первые уроки актерского мастерства и режиссуры пантомимы он получил в студенческом театре пантомимы Г. Городецкого (г. Днепропетровск). Потом были знаковые встречи с великим французским мимом Марселем Марсо (1968, 1973),мастерами жанра Л. Енгибаровым, А. Амарантовым, А. Жеромским. Это и определило его выбор. Профессиональную подготовку режиссера пластической драмы он получил в Харьковском государственном институте культуры (1987), прошел курс повышения квалификации в режиссерской лаборатории СТД РСФСР по проблемам пластического театра Г. Мацкявичуса, А. Дрознина и И. Рутберга (1984-1991гг).

Пластическая культура второй половины ХХ века нашла в Александре Бельском одного из своих самых преданных Рыцарей. Музыкальная драматургия, которая является одним из важнейших компонентов в создании сценического образа в пластических спектаклях, создается, как правило, Антониной Бельской.

В 2005 г на базе театра “Академия движения” в сотрудничестве с Днепропетровским областным театрально-художественным колледжем открыт целевой актерский курс заслуженного деятеля искусств Украины Александра Бельского, первый выпуск которого состоялся в 2009 г.. В этом же году был набран второй целевой курс по подготовке артистов драмы под руководством А. Бельского.

Этот колледж, кстати, закончил младший сын Бельских – Сергей ( учился на курсе заслуженного работника культуры Н.М. Пинской). А начинал он в Мастер-классе отца, выходя на сцену с детства. Сегодня Сергей ведущий мастер сцены, исполнитель большинства главных ролей в представлениях театра, режиссер-постановщик многих спектаклей. Поэтому театр Бельских продолжается!